Взято с: http://forum.upperwood.ru/index.php?sho … 4%E8%EA%E8
Итак, раздел первый:
ПРАВИЛА
1. Первое правило фикрайтера, да и вообще любого хомо пишущего – прежде чем писать что-либо, научись писать грамотно. А это значит – внимательно изучите школьный дневник на предмет оценок по русскому языку и литературе. Обнаружив отличные отметки, выдохните и успокойтесь. Скорее всего, вы не станете причиной головной боли добровольных бет, гамм, дельт и прочих прекрасных личностей, посвятивших себя вычитке чужих текстов. Вам вполне хватит вордовской проверки (для облегчения работы перед написанием фика забейте в словарь Ворда все нужные имена, термины и названия. Щелкаете правой кнопкой мыши на неизвестном Ворду слове, жмете «Добавить»), орфографического словаря (Ворд не всезнающ!) и тщательной самостоятельной вычитки текста с целью поиска незаметных ошибок и опечаток.
А что делать, если знания хромают на все пять ног, а творить хочется? Ищите бету (знакомого отличника, увлекающегося одним с вами фэндомом, или бету-профессионала. Последние водятся на тематических сайтах и форумах, где, как правило, афишируют свою готовность почитать, поправить и помочь). Но и самообразованием не пренебрегайте. Автору свойственно учиться, развиваться и расти, пока не будет утрачено желание творить.
2. Второе правило фикрайтера, да и, опять же, любого писателя – писать нужно либо о том, что знаешь, либо о том, чего никто не знает, но не о том, что знают все, особенно если сам знаешь не лучше других. Отсюда проистекает чисто фикерская мораль – учи матчасть, творец! В расшифровке: тщательно изучи канон, перечитай либо пересмотри его не менее двух раз, приобрети (купи либо скачай) его, чтобы всегда иметь под рукой источник для разрешения спорных ситуаций. Походи по тематическим сайтам и форумам (первые 10 ссылок, которые твой любимый поисковик выдаст на запрос «*фэндом* фанфик (форум)», в «звездочки» подставить название канона и/или фамилию автора), выясни имена наиболее популярных фикрайтеров и сохрани себе на комп их вещи. Просмотри их. Можно также воспользоваться услугами крупных, продолжительное время существующих хранилищ фанфиков – если там ведется учет посещаемости тем и количества комментариев, советую выбрать наиболее читаемые вещи. Всегда есть шанс, что твои будущие читатели – не «чайники», и твой фик у них не будет первым.
Что нужно делать с чужими фиками? Читать. Запоминать сюжетные ходы. Обязательно списать себе комментарии, в которых будет содержаться хотя бы пара абзацев аргументированной критики. Конечно, идеи носятся в воздухе, и повторов избежать вряд ли удастся, но зачем же заранее соглашаться на обвинения в плагиате? Если ваши мысли по поводу сюжета точно повторяют чьи-то чужие – подумайте, что можно изменить. Тогда прицельные плевки критиков улетят в пустоту, отразившись от вашего резонного возражения, а получится, возможно, не в пример интереснее.
Ну и, конечно, всегда есть выход – взять и написать ориджинал.
К вопросу о матчасти – помимо канона и фанона к оной относятся терминологические словарики. Найти их можно, опять же, на форумах.
3. Третье правило фикрайтера – уважать своего читателя. А это значит – не бросать фик на середине, если о «проде» воют в голос на весь Интернет, не шокировать без нужды, всегда предупреждать, если на некоторое время выпадаешь из сети. Читатели – друзья фикрайтера. Поддерживай с ними связь. Принимай все «тапки», которыми в тебя кидают.
Критики – это тоже читатели. С ними нельзя ругаться. Если это просто хамы, возомнившие себя знатоками, настучите на них модератору. Если же они говорят дельные вещи, рекомендую прислушаться. Возможно, они правы. Дополнительное бета-чтение не повредит (именно поэтому я рекомендую выкладывать фики вначале на форумах или на сайтах, где можно вести диалог с читателями).
Ну и, конечно, нельзя забывать о таком понятии, как правила форума (хранилища) и его тематика. Глупо лезть на антислэшерский форум с лиричным яойным фиком. Не поймут.
4. Четвертое правило фикрайтера – будь готов. В смысле, будь готов ко всему – к тому, что тебя не сразу найдут читатели, к тому, что будут кидать шишки и тапки, к тому, что инет – штука неустойчивая, и твой любимый сайт может в любой день гигнуться. Выкладывайся минимум в двух местах. Если тебя не комментируют – не расстраивайся сразу же. Будь весел, оптимистичен и не относись к своей работе слишком серьезно. Заметьте, именно «слишком» – вообще серьезное отношение к хобби вроде фикописательства только приветствуется. Так рождаются лучшие вещи.
---------------
Закончив с основными правилами, перейдем ко второму разделу:
КАК ПИСАТЬ...
1. Первый фик.
Первый фанфик – дело ответственное. На этой точке часто обрывается карьера многообещающего фикрайтера. А это значит... всего лишь то, что подойти к проблеме нужно аккуратно.
1) Обязательно выясните, хватит ли у вас времени. Не стоит садиться за первый фик, если на носу нагло восседает сессия, поступление, конец квартала или крах в личной жизни. Идеально начать на каникулах (в отпуске), или хотя бы выбрать планово спокойный период.
2) Перечитайте второе правило. Проверьте, руководствуясь им, на вшивость набросок будущего сюжета. Если оказалось, что он банален и предсказуем, как дождь в пасмурный день, да еще и попахивает плагиатом, исправьте это.
3) Перелистайте или пересмотрите канон. Проникнитесь его духом.
4) Убедите себя в том, что у вас все получится.
5) Не используйте без нужды стимуляторы типа алкоголя и сигарет. Тогда на вопрос «что курил автор» хотя бы сможете ответить, что ничего)
6) Продумайте сюжет, письменно изложите костяк хотя бы на одной-двух тетрадных страничках. Положите странички перед собой, когда будете творить, и сверяйтесь с ними.
7) Тщательно проработайте начальную сцену. От нее зависит, появятся ли у вас читатели с первых строк.
8) Выберите место выкладки фика – лучше на форуме, где вы набили хотя бы сотню постов в разделе фанфикшена. Если форум существует хотя бы год и там уже сложился некоторый пласт завсегдатаев этого раздела – ваши шансы на комментарии повысятся, особенно если на форуме пасутся стада почитателей выбранного вами фэндома.
9) Выясните, есть ли время у того, кого вы выбрали в качестве беты. Читатели звереют, неделю созерцая вместо продолжений извинения и сообщения о занятости вашего тест-ридера.
10) Не начинайте жизнь фикрайтера с макси-фика. Лучше – с мини или в крайнем случае миди. Их проще закончить.
11) Не жалейте времени на «вылизывание» деталей. Бенефис – не тот момент, когда можно давать петуха.
12) Следите за логикой. Не заставляйте героев выглядеть идиотами – если, конечно, не пишете стеб.
13) Не беритесь с порога за сложные жанры. Поскольку сложность относительна и субъективна, прикиньте сами, что для вас будет проще – похохмить, устроить героям «сладкую» жизнь, сослэшить или составить гетеросексуальную пару, воскресить несправедливо убитого персонажа или перебить оставшихся, изменить что-то в мире автора или вписать в него «пропущенную» сцену, ввести своего персонажа или обойтись уже имеющимися.
Все недочеты, которые в вашей вещи обнаружит критика, вам следует принять во внимание, чтобы не наступать многократно на одно и то же сельскохозяйственное орудие. Всему на чужих ошибках, к сожалению, научиться не получится, но можно попытаться.
Удачи. Она вам понадобится.
2. Первый фик в другом фэндоме.
Итак, вы уже сотворили нечто гениальное, что оценила критика, а читатели распечатали и с визгами зачитали до дыр. Но жизнь не стоит на месте, вы открыли для себя нечто новое и хотите это новое поэксплуатировать...
1) Очень рекомендую начать с кроссовера. Вставив знакомого вам героя в новую обстановку (или наоборот), вы не только увеличите число потенциальных читателей, но и облегчите себе жизнь. По крайней мере, будет на кого опереться. Вдвойне замечательно, если возможность кроссовера обусловлена логикой обоих произведений. Если же кроссовер кажется вам слишком сложным делом, можете пропустить этот совет мимо ушей.
2) Внимательно изучите новый канон. Найдите героев, сходных по характеру со знакомыми вам персонажами. Поищите различия. Подумайте, как это использовать.
3) Вы уже знаете свои сильные и слабые стороны. Начните с того, что вам лучше всего удается.
4) Изучите новый фанон. То, что допустимо в одном фэндоме, не всегда приветствуется в другом. К примеру, на большинстве тематических форумов, где собираются поклонники нового для вас фэндома, не терпят слэш или сразу закрывают темы с мерисьюшными фиками, хотя в привычном для вас фэндоме больше половины фиков – или яой, или мерисью... Следовательно, нужно проверить, не придется ли долго искать место под солнцем для своего творения.
5) Прежде чем выкладывать фик на другом сайте или форуме, при наличии возможности протестируйте его на уже знающей вас аудитории. Хорошо, если на вашу новую вещь набредет и кто-то из новых посетителей, еще не знакомых с вашей манерой письма. Получится более полная картинка.
6) Возможно, придется сменить или слегка изменить стиль – особенно если раньше вы писали про одну конкретную половозрастную группу, а в новом фэндоме привычных вам девочек-подростков (или, наоборот, мрачных одиноких мужчин) не наблюдается. Опять же смена стиля может потребоваться, если последняя приглянувшаяся вам в качестве кандидата на творческое осмысление вещь относится к другому условному периоду времени – средневековые рыцари говорят и думают, а главное – действуют не так, как современные люди, и наоборот.
7) Возможно также, что вам придется найти другую бету – узнайте заранее, как ваше знакомое самоотверженное существо относится к избранному вами новому пути.
8) Если выбранный вами фэндом не котируется по каким-то причинам в той аудитории, где вы привыкли появляться, у вас есть два пути. Первый – зарегистрироваться на другом форуме под другим ником специально с целью выкладки нового творения. И второй – доказать вашим знакомым, что даже на базе «вот этого маразма, соплей в сахаре, ерунды на постном масле, нужное подчеркнуть» можно спокойно создавать шедевры.
9) Не факт, что вас сразу же оценят на новом месте. Не расстраивайтесь, но смотрите правило четвертое.
10) Не бросайте работу, если вас закритиковали и в категоричной форме посоветовали «сидеть в своем фэндоме и не чирикать». Вас могло подвести незнание реалий или нажитые привычки – разберитесь, выясните, где вы сделали ошибку. Потребуйте у критика подробного разъяснения – вы имеете на это право. Возможно, достаточно будет просто изучить пару пропущенных статей о нравах и обычаях новых жертв вашей фантазии.
11) Не забывайте, что хороших фиков в любом фэндоме не так уж и много – относительно общей массы. И мнения критиков по поводу того, какие фики относить к высшему разряду, также относительны. Поэтому выделяйтесь грамотностью, оригинальностью, отсутствием пошлости, – чтобы вас заметили хотя бы за это.
Не бойтесь экспериментировать со сменой фэндома и браться за непаханые поля. Многие хорошие авторы активно творят сразу в нескольких мирах или совсем не в том, в котором начинали.
Удачи в деле многостороннего развития творческой личности.
3. Первый фик в новом жанре
Творить все время в одной и той же нише далеко не так легко, как кажется. Приходится постоянно следить за собой, чтобы одновременно не самоповториться и не утратить то, за что вас любят и ценят читатели. Конечно, если вам нравится, когда ваш ник сразу вызывает в качестве ассоциации излюбленный вами пейринг, жанр или фэндом, нет смысла экспериментировать. Но если вам обрыдло, что вас не считают способными написать нечто в корне иное, а на изучение другого канона нет времени, можно попробовать сменить жанр. Или пейринг.
1) На самом деле сменить жанр не так уж и просто, особенно если вы уже настропалились на стеб или, наоборот, мрачную готику. Поэтому выберите нечто близкое или смешанное с тем, что вам удается. Но можно и изменить все в корне – главное, не забывайте следить за собой и одергивать себя при попытке свернуть на накатанную дорожку, иначе получите совсем не то, что собирались сочинить. Впрочем, если результат окажется удобоварим, не расстраивайтесь, что попытка не удалась. Что-то ведь сотворилось)
2) У бывалых яойщиков могут возникнуть сложности при написании гета, и наоборот. Так что не поленитесь проникнуться психологией нужного вам пола. При отсутствии реальных знаний изучите хороший учебник по психологии, межличностным отношениям и сексологии. Особенно важен последний совет, если вы впервые беретесь за высокорейтинговый фик.
3) Если же вы в первый раз в жизни решили написать низкорейтинговую вещь, следите за своими руками, чтобы непривычно низкую цифру в шапке не приняли за случайную опечатку.
4) Меняя героев, не забудьте, чем они отличаются от ваших обычных эксплуатируемых персонажей. У каждого героя есть своя «фишка», свои загогулины характера и мелкие особенности. Если не получается творить «в характере», честно ставьте ООС.
5) Не забудьте просмотреть фики, написанные в привлекшем ваше внимание другом жанре. Хуже всего, если ваша «оригинальная идея» уже триста раз эксплуатировалась и считается страшным моветоном. В два раза хуже, если вы об этом не знаете.
6) Заюзанных пейрингов не бывает – бывают взгляды с другой стороны.
7) Несовместимых пейрингов не бывает – бывают ситуации, в которых они неуместны. Но всегда есть возможность психологически достоверно сослэшить неслэшуемое.
8) Творить через «не могу» в принципе можно. Вопрос в том, позволяет ли вам это делать ваша натура. Если нет – не мучайте себя. Хирургическое расширение взглядов не всем можно проводить.
9) Стеб не должен быть оскорбительным, романтика – сопливой, а описание секса – пошлым и матерным. Большинство критиков ценит, когда автор не выходит за разумные рамки. Конечно, если вы ловите в читатели именно падонков или, наоборот, гламурных младшеклассниц, можете не ограничивать себя.
10) Не забудьте спросить бету, как она относится к вашему новому амплуа. Если отрицательно – ищите другую или попробуйте уговорить старую.
Дерзайте, если не настроены всю жизнь сидеть в одной экологической нише.
Большой кристалл лишняя грань не портит.
4. Фик в соавторстве
Неважно, вам ли стукнула в голову такая идея или нарисовался на горизонте некто юный со взглядом горящим. Важно то, что, принципиально говоря, работа в соавторстве – не та вещь, которой нужно бояться. Многие отличные вещи были написаны коллективным трудом. Надо лишь знать несколько простых вещей.
1) Ваш соавтор – живой человек со своими тараканами. Относитесь к нему с уважением. Не сваливайте на него ту часть работы, которую можете сделать и сами. Не заставляйте его быть вашей бетой, если он против. Не отмахивайтесь от его советов, если он – за.
2) Ваш соавтор может в любой день исчезнуть, особенно если вы связываетесь только по сети. Будьте всегда готовы к тому, что фик придется заканчивать самостоятельно. Храните все наработки, которыми делитесь по асе (мылу и т.д.). Не обижайтесь, если трагическая случайность типа забастовки провайдера разлучила вас на неделю. Соавтор не виноват. Предупреждайте соавтора, если начальство посылает вас в командировку или же планируется отключение света в городе. Не забывайте извиниться, если вас разлучило нечто форс-мажорное. Будьте взаимовежливы.
3) Вашему соавтору могут не нравиться некоторые сюжетные ходы. Обосновывайте свой выбор, вежливо реагируйте на критику. Вы можете быть не правы. Но и соавтор – не конечная инстанция. Если можете доказать свою правоту – доказывайте.
4) Для работы в соавторстве идеально подходят следующие жанры: реалити-шоу, словеска с последующей новеллизацией, кроссовер, фик от нескольких первых лиц. Но перечисленные направления не нужно принимать за жесткие рамки. То, что у вас получится, зависит только от вашего желания и общего решения. Возможно, ваш соавтор просто будет писать сцены, которые у вас не выходят при всем желании, а вы – вырисовывать связки между ними...
5) У вас обоих должен быть под рукой канон. Или хотя бы у кого-то из вас. При возникновении споров пользоваться нужно именно этим источником. Если выяснится, что ваш соавтор знает меньше вас (или наоборот) или ваши впечатления различаются по свежести, выкроите время для того, чтобы пополнить или подновить знания, и дайте время другому. Не стоит засыпать неосведомленного соавтора спойлерами, если он против. Если же он спрашивает у вас что-то по теме, указывайте страницы и приводите цитаты по требованию.
6) В том случае, если срок пребывания в фэндоме у вас с соавтором разительно отличается, не пожалейте времени, чтобы снабдить товарища ссылками на наиболее известные фики и сходить по его ссылкам.
7) Поддерживайте с соавтором дружеские отношения. Узнавайте друг друга. В работе это вам не помешает, особенно если ваши интересы протянутся в область профессиональной фикерской деятельности. Чем лучше вы знаете сильные и слабые стороны соавторов, тем проще будет творить. Обязательно прочтите вещи своего соавтора и дайте ему ссылки на свои.
8) Всегда тестируйте то, что писалось кусочками и складывалось вместе. Возможно, придется добавить «цемента» – несколько строчек или целый мелкий эпизод.
9) Даже если в процессе работы возникнут какие-либо разногласия, или вас с соавтором разлучат непреодолимые обстоятельства – не забывайте указать его ник, выкладывая произведение. Будьте честны – особенно с собой...
Запомните, что все сложности можно преодолеть. Главное – результат.
5. Фик в одиночку или с другим соавтором (ами)
Если вы – так уж получилось! – начали карьеру в одной компании, а затем решили солировать или сменить состав, значит – вы твердо убеждены в своей правоте. Конечно, причиной распада сложившегося коллектива может быть что угодно, начиная с банальных разногласий. Главное – убедитесь, что процесс этот свершился (а если ваш ранее постоянный соавтор просто временно занят – сообщите ему свое решение, удостоверьтесь, что он не начнет вас «ревновать» и обвинять в предательстве, иначе вышеописанным распадом все и кончится!) и препятствий для начала работы нет. И, кстати... Кое-что тут можно посоветовать.
1) У вашего нового соавтора могут оказаться совершенно неожиданные прибабахи. Так что – см. правило 4. Не переносите «с порога» на товарища старые отношения и не позволяйте (если соавтор не новичок) ему относиться к вам так, как он привык – если вас это не устраивает. Перед работой лучше четко расписать обязанности и права, честно распределив их между собой. Лучше, но не обязательно.
2) Если вы вливаетесь в сложившийся коллектив, даже на правах приглашенной звезды – не подхватывайте с первого дня «звездную болезнь». Будьте скромны, изучайте способности новых товарищей, не хвастайтесь попусту, но честно рассказывайте о том, что умеете делать.
3) Не бойтесь высказывать свое мнение – просто вначале подумайте, как сформулировать и обосновать его. Ваши идеи могут быть ценными – а могут и не быть. Не забывайте их оценивать – или вначале высказывайте неформально, возможно – как информацию к размышлению.
4) Если вы привыкли полагаться на соавтора в спорных вопросах, а теперь обязанность копаться в каноне пала на вас – не паникуйте. Возможно, это снизит скорость вашей работы (а можно не выкраивать время на перекопку матчасти, просто заявив АУ и ООС – хоть это и своего рода читерство), но не намного. Запомните, изучение канона еще никому не вредило.
5) Никто не мешает вам подружиться с новыми соавторами, но не рассказывайте им ничего лишнего о ваших отношениях со старым товарищем.
6) Расставшись с привычной «опорой», постарайтесь найти новую... или просто «взлететь». Теперь вас не ограничивает чужое мнение, что может оказаться не благом лишь в случае полного отсутствия у вас здравого смысла и чувства такта. Навряд ли автор, уже сумевший создать что-то неплохое, страдает от такой тяжелой инвалидности... А опорой может стать специально найденная бета. Только не требуйте от бет того, что раньше получали от соавторов – не все беты способны подавать идеи, их дело – проверять вашу работу.
7) Если вы заканчиваете фик, начатый с кем-то, в одиночку или нашли нового соавтора, проверьте уже написанные части и имеющиеся наметки, чтобы в результате не получилось каких-нибудь нестыковок между готовым и добавленным. Проверять нужно и в том случае, если вы сделали в работе долгий перерыв: вы полгода назад и вы сейчас – возможно, очень разные люди с разным стилем работы. Не бойтесь править свою работу, – если вы росли над собой, то хуже не будет. В любом случае, свежий взгляд полезен, будьте в этом уверены. Если хотите, можете сохранить старый вариант, но не факт, что он вам понадобится целиком.
8) Помните, что ваше время все-таки принадлежит вам. Не позволяйте эксплуатировать себя сверх меры – но и отлынивать не стоит. Работа в команде предполагает разделение обязанностей. Работа в одиночку – разнесение их по времени.
9) Если вам приходится посреди работы покидать коллектив по независящим от вас обстоятельствам, передайте свои наработки в общий котел – вдруг они нужны для сюжета? Не обижайтесь, если их все же не используют.
10) В случае возникновения проблем с авторскими правами будьте готовы защититься. Помните, что больше никого, кроме вас и ваших друзей, этот вопрос не интересует – фикеры не подпадают под защиту законов, за исключением форумных правил.
Запомните, что никто не обязывает автора всегда работать в одном и том же коллективе. Всегда ищите обстоятельства, в которых ваш талант раскрывается наиболее полно – от этого выиграете и вы, и ваши читатели.
На этом раздел «Как писать...» заканчивается ввиду исчерпания общих ситуаций. Как правило, из них и их сочетаний и складывается долгая фикрайтерская карьера. Или короткая – как повезет) Главное – никогда не говорите «никогда больше не буду маяться этой дурью». Писать фанфики – полезно для духовного развития, пустой тратой времени фикерство становится только в глазах очень усталых и очень занятых людей, у которых и на себя времени нет... Не будем их осуждать, но и торопиться в их ряды не стоит. Независимый человек имеет полное право решать за себя, выбирая род деятельности. Человек с талантом никому не сделает лучше, зарывая его в землю. А людей без таланта не бывает – есть те, кто еще не нашел его в себе.
---
Переходим к разделу третьему:
ЧАСТНЫЕ СИТУАЦИИ, ЗАКОННОЕ ЧИТЕРСТВО, ОБЩЕПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Говоря о частных ситуациях, я в первую очередь имею в виду конкретные трудности, с которыми можно столкнуться на пути фикера – а можно и не сталкиваться. Все зависит от желания самого творца – обходить препятствия или преодолевать их, растя над собой. Выбор за вами - экспериментировать или нет. Помните, что любой действительно полезный совет может помочь не только в той ситуации, к которой прилагается.
1. Сонгфик во всех его проявлениях.
Под емкой категорией «сонгфик» понимаются фанфики, в которых большую роль играет песенный текст. Не просто строчки в эпиграфах, спешу отметить. Песня, ложащаяся в фундамент, должна либо звучать в тексте (на заднем плане, в сознании основного героя, в его исполнении) либо перекликаться со словами и мыслями чуть ли не дословно. Причем происходить это должно на протяжении всего фанфика, из чего вытекает неизбежное ограничение по размеру. То есть – либо пишется мини, разбиваемое кусочками песни, либо берется несколько песен и формируется двух-трехчастный фанфик.
Качественный сонгфик, как правило, нравится читателям, особенно если удается найти и творчески обработать известную им песню. Сонг-элемент, к месту вставленный в большой фанфик, создает необходимое (как правило, трагически-романтическое) настроение.
Также под понятие «сонгфик» («филк») иногда относят переделанные и специально написанные под сюжет/героя песни и композиции из оных, в том числе – исполняемые по ролям музыкальные пьесы.
Если вы не хотите привлечь на себя огонь критики и плевки читателей, лучше не выходить за некоторые разумные ограничения:
1) При выборе песни учитывайте, мог ли вообще ее слышать герой. Если теоретически мог – выберите соответствующие обстоятельства. Возможно, героя можно переместить в другую страну или даже в другой мир. Также можно отредактировать текст, убрав несоответствия и анахронизмы, и вложить его в уста самого героя (или имеющихся в мире работников культуры). Внимание – новая редакция должна влезать в старый размер! Если вы не чувствуете в себе поэтического таланта, обратитесь к знакомому специалисту или просто обрежьте текст. Можно также наложить строчки по второму образцу, заставляя их действовать непосредственно на читателя, но не на героя.
2) Песня должна быть к месту! Сонгфик предполагает перекличку слов песни и мыслей героев. Если вы просто (к примеру, для создания контрастного фона или для полноты описания места, где музыка звучит обязательно) вводите в фанфик какую-то песню, необязательно прописывать в шапке «сонгфик», но нужно проверить текст на аутентичность. Напоминаю, что указывать использованные фрагменты и их авторство в дисклеймере желательно в любом случае.
3) Не бойтесь браться за сонгфик, но всегда обдумайте это решение до принятия. Проверьте, не пользовались ли уже этой песней другие авторы. Четко соотнесите текст песни и текст фанфика. Внимание – текст песни не стоит записывать на слух, найдите его в сети – лучше на официальном сайте. Перевод песни, написанной не на вашем родном языке, желательно доверить не автоматическому переводчику, а живому человеку, который разбирается в переводческой деятельности, иначе можно неумышленно вызвать у знающих язык читателей смех.
4) Не злоупотребляйте. «Пересаливать» текст фика песнями не стоит. Опирайтесь на свой художественный вкус.
5) Написание поэтических текстов требует наличия таланта. Написание текстов на заданную тему – сложное дело, причем только от вас зависит, получится ли у вас что-нибудь. Изучите учебники по стихотворчеству, доступные в сетях и в продаже. Найдите бету с задатками поэтического критика.
6) Даже если вы пишете стебный сонгфик, не перебарщивайте. Знайте меру, чувствуйте ее. Этому нельзя научить, но можно научиться.
Если у вас ничего не получается – не расстраивайтесь. Сонгфики относятся к субъективно сложным фикам, и далеко не всем удается их писать, а тем более – писать хорошо.
Кстати, на разных форумах и сайтах встречаются разные определения сонгфиков. См. правило 2.
2. Кроссим все и вся.
Кроссовер как жанр относится к субъективно простой категории. То есть, в принципе его написать может каждый, кто этого захочет. Кроссоверы у большинства авторов получаются удачными, так что тут главное – взяться за дело. Запомните, скроссить можно все и со всем. Главное – сделать это грамотно.
1) Кроссовер, как правило, требует от автора хорошего знания всех используемых канонов. Но интересные кроссоверы получаются и тогда, когда вместе работают несколько фикрайтеров, каждый из которых доподлинно знает свой канон. Тут играет свою роль свежесть восприятия. В любом случае, даже при работе в команде свою часть канона нужно знать обязательно, а все остальное – хотя бы поверхностно.
2) Обосновывать сам факт кросса необязательно, но желательно. В любом случае, факт наличия параллельных миров нигде не опровергается, поэтому эту отмазку можно использовать как основную. Неплохим обоснованием может стать магия, а также – буйство технологии, перемещения действия в сон, нахождение героя под впечатлением от прочитанного второго канона, действие высшей силы (в роли коей вполне допустим сам автор или авторы). Кроссовер – это практически всегда АУ.
3) Разновидность кроссовера, называемая кавер-фиком (см. далее о кавер-фиках), обоснования не требует вообще.
4) Кроме правил орфографии и грамматики, а также характерных ограничений (если не поставить ООС), ограничений для кроссующего фикрайтера нет. Еще и поэтому кроссоверы могут в штыки принимать на форумах одного автора. Не волнуйтесь, на любом общетематическом форуме кроссовер скорее всего будет принят и наверняка порадует представителей сразу двух фэндомов.
5) Для бечения кроссовера требуется бета, осведомленная в области всех использованных канонов.
Ну, и немного о терминологии. Различаются следующие виды кроссоверов – герой (или герои) из одного мира в другом мире, герои из разных миров где-нибудь вместе, реальный человек (не аватара автора) в нереальном мире и наоборот, перемена мест (героев из разных миров телесно или духовно обменивают, после чего описывают похождения обоих), кросс двух фиков (обычно используются крайне известные фики) и, естественно, смесь нескольких вариантов, например – кавер-фик с элементами кроссовера. Вставка героя из альтернативной реальности, если идея альтернативности принадлежит самому автору – это просто АУ, а не кроссовер. Если же вариант альтреальности берется чужой – то это кросс, и чужое имя нужно указать в шапке. Как правило, подробности, кроме последней, указывать в шапке не требуется, но решения о том, что не прописано в правилах форума или сайта, принимает автор. Также фикрайтер имеет право воспользоваться для кроссинга собственным ориджиналом – и это будет именно кроссовер, а не фик с оригинальным персонажем.
Чем больше появляется кроссоверов, особенно хороших и разных, тем лучше. ИМХО. Так что кроссрайтерам я особенно искренне желаю удачи.
3. Накатанные дороги. Как пользоваться и как выделиться?
Во всех фэндомах, доросших до определенного возраста, образуются некие устойчивые пейринги, сюжетные повороты и альтернативные реальностные идеи. Часто они даже получают название (см. например, в фэндоме ГП – «снарри» (фики с пейрингом СС/ГП), «северитус» (фики, где СС оказывается отцом ГП)). Нет ничего плохо в том, чтобы пользоваться накатанными дорогами – у устойчивых поджанров всегда есть читательская аудитория, иначе их не писали бы. Если вы выбрали для работы именно такой устоявшийся шаблон, у вас будет только одна проблема – как внести в него что-нибудь оригинальное. Оригинальным может быть побочный пейринг, элемент кроссовера (или кавера), сюжетный ход, ранее не использованный другими авторами, повышение или понижение рейтинга и так далее. В любом случае, изучение фанона для пишущих по накатанному обязательно. Ибо поскользнуться и неумышленно сплагиатить становится очень просто. (Кстати, вычленив все устойчивые конструкции, вы почти всегда можете найти никем не юзанный пейринг и основать новую традицию, в коей и творить. При должном старании можно превратить в накатанную дорогу для себя и себе подобных редчайший пейринг или сюжетный поворот. Стоять у истоков, по себе знаю, очень приятно).
Еще одна методика использования накатанных дорог – обстебывание устойчивых штампов. Результат наверняка будет популярен среди истинных знатоков фанона.
Кстати о птичках... Есть беты, специализирующиеся на «накатанных дорогах». Если на скользкий путь вы вступаете впервые – позаботьтесь, чтобы рядом был профессионал. Хорошая бета, знаток фанона, может спасти от конфуза с неумышленным совпадением идей.
Конкретных нумерованных советов здесь не будет. Все и так понятно.
4. Стеб. Каноны смешного.
Обстебать можно все. Даже святейшие вещи – все зависит от вашего чувства юмора. Для фикрайтеров, обладающих оным в большом объеме, стеб почти всегда не представляет ровным счетом никакой сложности. Идеи приходят сами, и нужно только стараться не выпасть за рамки конкретного форума. См. правило три. Далеко не во всех фэндомах безбашенные фанаты находятся в большинстве. (У людей, чувством юмора не обладающих, стеб как правило не получается. То есть, речь опять идет о субъективной простоте либо сложности. И каждый фикрайтер может решить сам для себя, есть у него талант или нет. Достаточно попробовать – хотя бы начать с анекдотов).
Итак, рамки – необязательные, конечно.
1) Не ставьте в излишне неловкое положение особо уважаемых персонажей. Часто это может вызвать негативную реакцию фэндома.
2) Не шутите плоско. В смысле, от имени персонажей, которым уплощенность не свойственна. Если персонаж и у автора канона глубоко не мыслит – используйте его, конечно, по назначению.
3) Не шутите особо грязно. Конечно, если персонажи не позволяют)
4) Не шутите непонятно для всех, кроме себя.
5) Не повторяйте ошибок, которые делали забаненные на вашем форуме любители поюморить, если таковые были.
6) Не забывайте указать на использованные чужие идеи.
7) Не обстебывайте чью-то вещь (в смысле, фанфик) без разрешения автора, если хотите сохранить с оным дружеские отношения.
Пожалуй, все. Удачи в деле развлечения читающего народа.
5. Фики «от канонического текста» (продолжения, приквелы, пропущенные сцены) и фики «от идеи» («от ситуации», «от пейринга»). Различие и возможность сочетания.
Деление фанфиков по критерию «основополагающая идея», а не по критерию близости к канону (как можно подумать, видя название главки) проводится самим автором. Ибо идейный критерий объективен и ясен. Вы всегда знаете, что именно толкнуло вас на творчество. «Близость к канону», которая вычисляется примерно по отсутствию ОС и ООС, а также неканонических взаимоотношений – критерий субъективный, и применяют его читатели. Идею же вы можете держать при себе, а можете и поделиться с вопрошающими фанатами, тут решение остается за автором. Читатель может лишь гадать.
Итак, фики «от канона» пишутся в следующих случаях:
1) В произведении-каноне имеется логическая лакуна, временно не заполненная автором канона.
2) Очередная часть канона все еще пишется, и ждать ее приходится долго.
3) Канон не окончен ввиду неких причин, и о возможном окончании его пока не слышно.
4) Канон окончен, но фанаты с этим не согласны.
5) Вселенная канона не ограничена строгими рамками, то есть – мир проработан настолько качественно, что можно работать и в другом временном периоде или пространственном регионе.
6) У фикрайтера есть желание и возможность органично вписать свое творение в каноничный мир (то есть, сделать это так, чтобы отрицать вероятность событий фика, пользуясь данными канона, было невозможно).
Естественно, в зависимости от конкретных причин выбирается стиль произведения. «Пропущенная сцена» – это как раз нечто, призванное заполнить логическую лакуну, однозначно обосновать странное поведение героев в каноне. Грамотно, со знанием канона написанная «пропущенная сцена» часто становится частью так называемого фанона – ибо многие читатели хотят видеть однозначное решение какой-либо спорной ситуации. Конечно, если это решение совпадает с их мнением... Поэтому писать «пропущенную сцену» очень сложно – нужно оглядываться и на канон, и на мнение фэндома... Можно легко найти как единомышленников, так и врагов.
Фанатское продолжение обычно пишется тогда, когда серийный канон временно обрывается на полпути или недостаточно однозначно завершен. Героями продолжений (сиквелов) становятся как герои оригинального произведения, так и их потомки. Главные отличия фанатского продолжения:
1) Как правило, фик – обычно макси и представлен как еще одна книга. Просто написанная фанатом.
2) Мир, как правило, не меняется кардинальнее, чем можно предположить, используя логику автора. То есть, грамотное продолжение вытекает из уже имеющегося канона логически.
3) Очень редко в продолжение проникают элементы, чуждые по сути канону – особенно оригинальные персонажи. Редко не значит никогда, но, как правило, фанаты-продолжатели не вмешивают в свое произведение ничего лишнего. Если, конечно, не пишут «продолжение про детей» – там все происходит с точностью до наоборот.
4) Обычно продолжатели используют схему произведения, характерную для автора канона.
5) Хорошо написанное продолжение обретает своих фанатов. Иногда фанаты даже начинают считать его лучшей вещью, чем каноническое продолжение.
С фанатским продолжением можно угадать или не угадать. Это – своего рода лотерея. И, конечно, хуже всего, когда свое продолжение не удается закончить к моменту выхода авторского. Все фанаты, прибившиеся к вам в тему с желанием «почитать что-нибудь еще про любимых героев», немедленно побегут читать оригинал. Останутся только самые верные, да и те начнут сравнивать, искать новые всплывшие ошибки... Поэтому можно посоветовать следующее:
1) Не беритесь за продолжение, если пишете медленнее автора канона, а он в это время ваяет свой новый шедевр.
2) Продолжение нужно строить очень тщательно, используя все возможности фундамента.
3) Вводить ОС в продолжение нужно очень осторожно.
4) Если вам повезло, и ваше продолжение получило высокую оценку фанатов, готовьтесь к тому, что вам придется писать еще один том.
Фанатский приквел (история, предшествовавшая канону) пишется с опорой на известные в каноне факты. Кроме того, иногда может понадобиться глубинное знание истории мира-канона – для этого придется тщательно изучать матчасть: справочные приложения, хронологическую линию событий, некоторые нюансы. Если события канона происходили в нашем мире, то для написания грамотного приквела вам могут понадобиться различные книги по истории. Почти наверняка придется изучить не всегда переведенные источники справочно-исторической информации. В общем, хороший приквел написать сложно. При этом существует следующая закономерность: чем дальше в глубь веков, тем свободнее работается. Конечно, если у вас есть знания в области истории и социологии. Почему свободнее? Потому, что общеизвестно: даже свидетельства очевидцев не стопроцентно точны. Что уж говорить о событиях, вошедших в легенду? В лучшем случае совпадают какие-то факты, возможно – только имена. То есть, любая логически стройная и исторически верная версия событий сойдет. Главное – написать логично и в историческом контексте о героях, в основном произведении только упомянутых (или о прошлом героев действующих, но тут уже будет сложнее).
Вбоквел (он же спин-офф – побочная история, происходящая в стороне от основных событий, одновременно с ними, незадолго до или почти сразу после) из всех фиков «от канона» является самым простым в написании видом. Как правило, герои канона полным составом в событиях вбоквела не участвуют, а только упоминаются. Также возможно участие одного из героев, в указанное время исключенного из основного действия – в таком случае вбоквел становится сродни пропущенной сцене и подчиняется законам этого жанра. Но чаще всего персонажи побочных историй – это второстепенные герои основного произведения или даже ОС. Единственное, что отличает вбоквел от фика, использующего мир в качестве фона – это существующая связь с генеральной линией канона, хотя бы односторонняя.
Повторю еще раз, что для написания фиков «от канона» этот самый канон нужно очень хорошо знать. Также неплохо уметь делать логические экстраполяции (вычислять причины и последствия событий, проще говоря). Все подсказки для написания сиквелов, приквелов, вбоквелов и пропущенных сцен, как правило, содержатся в каноне, ничего крайне оригинального выдумывать не придется, если не возникнет особого желания. Грубо говоря – герои есть, характеры есть, осталось только дорисовать общую картину, используя имеющиеся тенденции. Хотя, конечно, известная доли фантазии здесь все равно нужна – а также обязательно умение предвосхищать автора. Ну и, естественно, нужно как-то выделяться на общем фоне канонистов, ибо они есть всегда в любом фэндоме.
Фики «от идеи» пишутся не потому, что хочется продолжить и дополнить канон, а потому, что есть желание что-то сделать с любимыми героями и миром. Центром, основой, «печкой» становится не канон, но какая-то оригинальная мысль, пришедшая в голову фикеру или челленджеру. Например: «что будет, если свести персонаж а и персонаж б?» (фик «от пейринга») или «что будет, если что-то случится?» (фик «от ситуации»). Обоснование пейринга и ситуации плюс описание последствий – это и есть готовый фик «от идеи». Идей может быть несколько. У некоторых из них могут даже иметься сюжетные и характерные предпосылки. Но фик «от идеи» – это всегда в какой-то степени извращение канона... чем эти фики и хороши.
Для оценки фика этого плана важны два компонента: оригинальность основной идеи и качество исполнения. Причем если первое уже не столь обязательно (и может быть с успехом заменено оригинальностью характера, ситуации, пейринга, восприятия, жанровой окантовки – то есть, какого-то идейного элемента), то второе (грамотность, логичность, стиль) может стать как спасательным кругом, так и камнем на шее фика. О том, как писать правильно, здесь уже говорилось. Канон для пишущих фики «от идеи» – не ограничение, но возможная опора. Из него берется только необходимая в данный момент для работы фикрайтера информация.
Конечно, хороший фик должен быть логичен. Но основная идея не обязана однозначно вытекать из канона. Ее можно даже не оправдывать до конца. Никто не мешает взять как вектор для творчества идею «Автор был не прав!» и подробно опровергнуть все авторские заблуждения – даже если в каноне они вполне обоснованы.
Иногда фики-перевертыши (фанфики, в которых светлых персонажей активно забрасывают грязью, а темных обеляют, то есть – деятельно демонстрируется взгляд со стороны, противоположной канонической) считают фиками, написанными «от канона». Да, для написания грамотного фика в таком стиле иногда требуется отличное знание канона и логика, превосходящая авторскую. Но вышеупомянутая идея о неправоте автора сильно отличается от мотивов канонистов и продолжателей. Их же интересует то, что существовало помимо канона, то, о чем в каноне не говорили прямо, но сам канон воспринимается как руководство к действию... И если фикрайтер пишет продолжение после того, как появилось авторское, он творит уже от идеи, а не от канона. От той своей идеи, которую использовал, творя свой вариант развития авторской вселенной. Конечно, можно перепутать ситуации, когда отталкиваются от канона и когда отталкивают канон, но в принципе разницу можно найти.
Иногда канон и идея сочетаются в фике гармонично. То есть, идея не противоречит канону. Но чаще всего канон тянут за уши, дабы оправдать идею, или, как уже было сказано выше, просто отвергают. Советую фикрайтеру понять, что в обеих ситуациях нет ровным счетом ничего плохого. Обе разновидности фиков читают, любят и ценят. Если фики, конечно, написаны хорошо.
---
6. Как сослэшить неслэшуемое. Простые методики читерства.
Читерство, как правило, необходимо именно авторам фиков «от пейринга», причем, как правило, проблема относится к слэшевым пейрингам. Хотя некоторые гет-пейринги не менее несовместимы в теории. Запомните, что на практике несовместимых героев нет. Любой воинствующий гомофоб в душе сияет чистым небесным цветом (а откровенно голубой персонаж – бисексуален). Асексуализм – излечим. Любовь – проходит, и приходит новая. Главное – правильно поставить персонажей и четко рассчитать, куда вы их толкаете. Полетят в объятия друг другу как миленькие…
Итак, постановочные приемы:
1) Ограничение в пространстве. Слэшуемых заставляют зависнуть в лифте, запирают в шкафу, комнате или квартире, сажают вдвоем в камеру – в общем, придвигают друг к другу на интимное расстояние и оставляют наедине, не дав никаких альтернативных развлечений. Как правило, этот прием применяется к героям, между которыми уже что-то есть, просто они об этом не знают. Психологически такая ситуация достоверна – от нечего делать все способны на многое. Примечание: в зависимости от характера героев в ограниченном пространстве может произойти все что угодно – от объяснения с поцелуем до бурного секса.
2) Воздействие. Бывает различным – магическим, наркотическим, экстрасенсорным… Или просто силовым. Под действием заклятия, загадочного зелья, желания шкодливого телепата, в состоянии одержимости и просто под дулом пистолета герои будут поступать так, как решит автор фика. Воздействие – хорошее объяснение для того, чтобы вывести героя немного ООСшным. Конечно, реакция и ситуация все-таки должны совпадать с возможностями канона, но это – прописная истина. В общем, если нужно заставить героев сделать то, что требуется по сценарию – наведите на них соответствующий воздействующий фактор.
3) Махровая альтернативщина. Идея параллельных миров, как отмечалось выше, неопровергаема. Значит, никто не мешает немного подкорректировать реальность. И соответственно кардинально извратить характеры героев. Существуют даже варианты АУ, в которых вычеркивается к чертовой бабушке весь сюжет, и остаются только герои, которых ставят в совершенно новую ситуацию. Опять же, если под ногами у избранного вами героя и предназначенного ему в пару другого персонажа мотается какая-нибудь вечная любовь, никто не мешает ее прибить, заставить уйти или стереть как факт. Это – нормальное допущение в рамках АУ.
4) Обмолвки канона. Если смотреть подготовленным глазом, в любом каноне можно накопать вагон предпосылок для слэша. Или гетного пейринга, отличного от канона. Взгляды, слова, намеки, двусмысленности – все идет в дело. Важно только заметить.
Также существуют совершенно законные способы оформления фика, в котором никак не объясняется внезапно вспыхнувшая страсть между персонажами. Помимо ООС, существует прелестная маркировка ВСЕГЕИ (EIG). Под такой меткой возможно все. И дополнять обоснованиями не обязательно. Для фиков же протяженностью в одну эротическую сцену, лишенных сюжета в принципе, предназначена метка PWP.
Итак – слэшьте все, но главное – не забывайте об анатомии… И о грамотности. За остальное можете не так сильно волноваться, если у ваших читателей на первом месте из критериев выбора – пейринг, а на втором – эротическая достоверность.
7. ОМП И ОЖП. Эффект «мерисью» – избавляемся или используем.
ОС бывают мужского и женского пола, это не такое уж и большое откровение. Вводят их в повествование по многим причинам, но чаще всего для того, чтобы воплотиться в них лично. Пол автора и пол ОС совпадают далеко не всегда, внешность и даже характер – тоже могут отличаться. Иногда в качестве нового персонажа автор вообще выводит какого-то конкретного знакомого, а совсем не себя любимого. Бывает, что ОС получает строго эпизодическую роль. В общем, ОС бывают разные.
1) Наиболее яркие представители рода ОС – Мери Сью и Марти Сью. Мерисьюшкой вашего персонажа делают такие моменты, как немереная красота, немереная же крутизна, вечная правота, склонность вмешиваться в события и все исправлять. Многие критики считают мерисью непростительным грехом, но если вы сделаете соответствующую пометку в шапке фика, вопросов к вам не будет. Другое дело, что мерисью не очень любят читатели – они же приходят читать о своих обожаемых героях, а не о товарище авторе, который подробно расписывает переживания идеализации себя любимого. Эффект «мерисью» в полной мере лучше использовать в стебных фиках, высмеивающих детское мерисьюшное творчество (ибо мерисью – это, как ни крути, любимый жанр детей и новичков). Если же вы пишете в этом стиле сами – постарайтесь, чтобы ваш герой не затмевал окончательно главных. Не более чем в два раза чаще появлялся, не развозил скучные или тупые философствования на пол-листа… И еще – постарайтесь сделать героя симпатичным для аудитории. Если в него влюбятся читатели, причем до такой степени, что начнут просить вас включить побольше сцен с его участием в фик, – значит, вы выиграли. И уже не важно, мерисьюшку вы создавали или нет, – в глазах публики вы стали автором приятного во всех отношениях и любимого персонажа.
2) Далее идут принципиально немерисьюшные ОС. То есть – не идеализированные до предела существа. Их включают в фик, например, для того, чтобы показать какую-то ситуацию их глазами, вмешаться по мелочи и так далее. В гущу событий такие ОС не лезут, ничего героического не совершают – просто появляются и потом исчезают. Иногда представляют собой точное воплощение автора, иногда – нет.
3) Существуют также ОС-функционалы. Например, некий новый злодей, новый подручный злодея старого, – обычно их появление требуется в продолжении, потому что старый злодей уже обезврежен. Эпизодические персонажи, не существовавшие в каноне – это тоже ОС-функционалы. У них есть конкретная функция, которую им положено выполнить, после чего – покинуть сцену. Иногда, впрочем, ОС-функционал получает крупную роль, но – только если того требует функция. Функционал по определению не может стать мерисьюшкой, если это не запланировано изначально.
4) Особняком стоят вбоквельные новые персонажи. У них может наличествовать развернутый характер, они принимают в событиях самое деятельное участие, и нельзя однозначно сказать, что они выполняют какую-то конкретную функцию. Как правило, вбоквельных ОС не сравнивают с эталоном мерисью – для них существуют совершенно иные критерии оценки, обоснованные спецификой вбоквела. В эту же группу можно отнести и АУшных ОС, которые появляются из-за того, что реальность изменилась (а не реальность меняли для их появления!). Про них нельзя сказать, что они появились строго для выполнения одной функции, просто логика повествования потребовала, чтобы кто-то занял, например, место логически исключенного персонажа. Что этот ОС будет делать впоследствии – решать автору.
5) В качестве любого ОС может использоваться готовая роль автора или его знакомого – персонаж, использованный в ролевой игре. Иногда на этом построена часть сюжета.
Ввода в эксплуатацию ОС не следует опасаться. Иногда без них… ну, просто не обойтись. Важно понять, когда это «иногда» применимо, а когда нет. ОС для крупных ролей следует тщательно прорабатывать в области характера, эпизодических персонажей – не описывать тщательнее, чем нужно. Описывая себя, не стоит увлекаться саморазоблачением, а создавая идеализацию – доходить до абсурда (если вы не пишете стеб). Функционал должен отвечать своей функции, которую, в свою очередь, следует четко обозначить. Ничего сложного в создании ОС нет, нужно лишь приложить немного фантазии.
8. Ориджиналы «в стиле» и фики с использованием чужого мира в качестве фона.
Ориджиналом называют произведение, не содержащее в себе элементов, в полной мере присущих какому-либо канону (то есть, имена, характеры, реалии, миры не те же самые, но похожие на один или несколько каноничных), но выложенное на сайте или форуме, где выкладывают фики. Иногда ориджиналы пишутся в стиле, присущем фанфикам. И самое главное – ориджиналы пишутся фикрайтерами.
Среди ориджиналов встречаются написанные «в стиле» или «в духе» какого-либо известного автора канона, чаще всего – очень известного и плотно обросшего фаноном. Такие произведения сохраняют какую-то фишку канона – например, идею построения мира, суть сюжета, базовый элемент, характеры героев, – и близки канону по языку. Строго говоря, это не фики, но и не самостоятельные произведения. Часто они становятся популярны в фэндоме и даже обрастают своим небольшим слоем фанатов.
Писать ориджиналы не сложнее, чем любые другие самостоятельные произведения. Талант плюс фантазия и грамотность – и мы имеем то, что хотим. Конечно, если у нас есть время для написания. Кстати, ориджинал может писаться строго от идеи – например, от желания вволю послэшить героев, принадлежащих лично вам, или создать новую расу, или... Да мало ли бывает идей! Конечно, любая мотивация творчества отнюдь не отнимает у автора право проработать мир и характеры героев.
Шаг ближе в сторону канона – фики, использующие чужой мир в качестве фона. В сущности, кроме мира, ничего в них и не остается, да и мир часто меняется до неузнаваемости. К таким фикам относятся продолжения дальнего прицела (спустя несколько сотен лет и более), вбоквелы, не содержащие ни одного из героев канона в числе действующих лиц, рассказы о событиях давнего прошлого (не о героях, упоминаемых в связи с оными, а о простых ОС, которых в каноне вовсе нет). По сути, это те же ориджиналы, и пишутся они так же, но в них используется подкопирайтовый элемент. Зачастую – доведенный до альтернативной степени, но это ничего не значит. Дисклеймер все равно ставить надо. А на ориджинале, даже стилизованном – не обязательно.
9. Что делать с «недостроями», если нереализованные идеи жалко бросать?
Многие авторы встречаются с серьезной проблемой: из-за нехватки времени, потери идей и вдохновения, ухода соавтора и тому подобное остается незаконченным неплохое произведение. Выбрасывать (стирать) жалко, класть как есть – стыдно... Или бывает, что родится совершенно гениальная идея, а реализовывать ее некогда. Что делать с такими недостроями и заметками?
1) Можно плюнуть на стыд и выложить недостройку как есть, предупредив, что вещь незакончена и заморожена. Возможно, найдутся желающие продолжить, или кто-нибудь подкинет идею, или найдется новый соавтор.
2) Можно подарить недостройку знакомому фикрайтеру. Пусть продолжает. Главное – сначала спросить, хочет ли он и найдет ли время. Идею тоже можно подкинуть.
3) Можно помыкаться по знакомым, поискать желающего соавторствовать. О соавторах – см. выше.
4) Можно просто сложить недостройки вместе с идеями в ящик (папку) и обращаться туда, когда появится время.
5) Можно выложить гениальную идею в качестве челленджа (см. ниже).
Главное – никогда ничего не стирайте и не оставляйте в голове. Обязательно изложите все в краткой форме или в виде наброска, затем сохраните. Мало что сравнится по мерзопакостности с осознанием того, что у вас была гениальная идея, а вы ее забыли.
10. Видеофик-клип – основные советы по созданию.
Для того, чтобы сделать клип, нужно иметь четыре вещи. Программу-резалку, фильм и музыку в доступном формате, и самое главное – идею. Программ существует много – одна из них по умолчанию зашита даже в обычную Виндоус ХР, и о работе с ними можно прочесть хотя бы то, что изложено в мануале. В любом случае, процесс легко раскладывается на следующие стадии:
1) Подборка музыки и ее импорт в программу.
2) Подборка видео и его импорт.
3) Нарезка видео.
4) Укладка нарезанных кусочков видео на музыку.
5) (По необходимости). Применение специальных программных эффектов.
6) Просмотр и сохранение.
Музыку можно скачать либо переписать с диска. В любом случае, найти нужную композицию не так уж и сложно, если она не принадлежит к числу слишком уж редких. Главное – музыка должна соответствовать задумке. Примечание: желательно иметь также и текст песни, если вы не знаете ее наизусть.
Видео также скачивается, покупается или же переписывается у знакомых. Иногда может потребоваться перегон видео в другой формат – для этого существуют специализированные программы. Важно: проверьте форматы, с которыми работает ваша программа по изготовлению клипов. Качество музыки и видео подбирайте по принципу минимальных необходимых требований. Немаловажно также проверить, каким может быть результат работы в вашей программе – если она, например, сохраняет с максимальным разрешением 800:600, зачем брать для резки более качественный оригинал? Если видео снабжено субтитрами, постарайтесь их отключить (а если они встроенные – то хотя бы обыграть). Можно взять видео без звука (или без перевода) – вам он все равно вряд ли понадобится. Это расширяет круг поиска.
Нарезку видео советую производить вручную. Если выставлена автоматическая – лучше отключите. Перед укладкой кусочек стоит просмотреть на предмет ненужного содержания, стоп-кадров и тому подобного мусора. Мусор вырежьте. Статичные кадры некрасивы – если в них не заключается какая-то фишка или к ним не применен спецэффект.
При укладке проверяйте, как кусочки ложатся на слова и мелодию. Если в программе есть возможность предпросмотра – используйте ее.
Спецэффекты бывают разные, они зависят от программы (замедление/ускорение, эффекты в начале и конце кусочка и т.п.). С ними лучше не перебарщивать, но тут все зависит от задумки и решения автора.
Перед сохранением клипа в виде собственно фильма обязательно сохраните сам проект и просмотрите клип в режиме предпросмотра. Вдруг заметите что-нибудь левое, пока не поздно исправить.
Желательно сохранить клип в нескольких вариантах – в хорошем качестве и в минимально смотрибельном. Вдруг придется отсылать его знакомым с дорогим траффиком?
Клип полагается предварять кадром с названием мелодии, фильма-источника и (опционально) именем или ником автора. Такой кадр рисуется в обычном графическом редакторе или создается в самой программе – в зависимости от ее возможностей. На титульный кадр можно (иногда необходимо) поместить дисклеймер.
11. Кавер-фики и стилизации. Не плагиат, но фишка!
Кавер-фики – это фанфики, написанные на основе других текстов с заменой имен и реалий. Чем меньше нужно менять в кавер-фике, тем проще его писать, но не думайте, что получится обойтись автозаменой. Тему кавера и оригинальный текст нужно подбирать очень тщательно. Возможно, придется выкинуть какие-то куски или дописать новые – в том же стиле. Возможно, придется немного изменять текст под характеры – или характеры героев под текст. Запомните – текст-оригинал необходимо упомянуть в дисклеймере, можно даже дать на него ссылку. Иногда определенная «фишка» проявляется именно при сравнении оригинала и кавера.
Стилизация – это еще один подход к использованию чужих находок при работе над фиком. В отличие от кавера, где требуется лишь взять чужой текст и обработать его должным образом, стилизация требует совершенно определенного таланта. Нужно писать чужим языком, в чужой сюжетной колее, пользоваться чужим уровнем подачи материала… Когда герои фика и стиль принадлежат одному автору, это обычно одна из хороших вариаций фика «от канона». Если же стиль принадлежит кому-то левому, то это уже стилизация под этого самого левого товарища. Что, конечно же, положено упомянуть в шапке. Стилизации и каверы, как правило, используются для создания комического эффекта, но допустимы и в серьезных произведениях.
В некотором смысле каверы и стилизации напоминают кроссоверы, да и относятся к их разновидностям. Поэтому советы, которые могут пригодиться при написании, уже можно найти выше.
И запомните – ни кавер, ни стилизация плагиатом не являются. Вы же не собираетесь скрывать то, что использовали чей-то стиль, чьих-то героев и далее по списку? А плагиат – это именно присвоение авторства. В чем можно обвинить лишь фикрайтера, ленящегося оформить дисклеймер.
12. Переводчество. Творческий и рабочий подходы.
Переводом фиков может заниматься фикрайтер, хорошо знающий два языка. Желательно на уровне студента иняза, конечно. Для работы над переводом вам потребуется:
1) Текст фика-оригинала. Желательно завершенного.
2) Если фик не ваш – то желательно заполучить разрешение автора.
3) Словарь. И не один. Помимо обычного словаря нужен также словарь идиоматических выражений, фразеологических оборотов, возможно – словарь сленга. Может понадобиться и что-то специализированное, типа словаря медицинских или каких-либо еще терминов.
4) Много времени и много упорства.
5) Талант.
Существуют два подхода к переводу. Подход, называемый рабочим, предполагает собственно перевод – предложение за предложением, с сохранением адекватности, естественно… Но – никакой отсебятины. Творческий перевод же предполагает исправление авторских ляпов, развитие слабо затронутых тем, адаптацию текста в другую культурную традицию и тому подобное. Выбор, как правило, за переводчиком.
Существует множество книг и статей, посвященных вопросам перевода. Очень советую фикрайтеру, взявшемуся за этот неблагодарный труд, вначале прочесть хотя бы некоторые из них. Почему труд неблагодарный? Ну, есть замечательные строки, точно описывающие проблему:
Many critics, no defenders,
Translators have but two regrets:
When they hit, no one remembers,
When they miss, no one forgets! (с)
В общем, если вы переведете хорошо, это примут как должное. И все равно хвалить будут не столько вас, сколько автора оригинала. А если вы переведете плохо – вас будут обвинять во всех смертных грехах. Равно как и если вы хорошо переведете изначально плохой текст).
Но я вас не отговариваю. Дерзайте. К сожалению, не все фикридеры пока значатся в рядах полиглотов. Поэтому переводчики нужны и будут нужны еще долго.
Предостерегаю лишь от использования автоматических переводчиков – если пользуетесь такими, обязательно проверяйте адекватность машинного перевода.
Удачи вам.
13. РПФ, или фики о реальных людях.
Реальные люди ничуть не реже персонажей книг и фильмов становятся объектами экспериментов и издевательств со стороны фикеров. По сути, фики о реальных людях ничем не отличаются от любых других. Правда, считается, что к таким героям следует относиться с большим пиететом, но мнение это имеет к действительности такое же отношение, как и выкрики противников слэша.
Итак, РПФ делятся на два основных вида фиков.
1) Фики о лично знакомых автору персонах.
2) Фики о широко известных личностях.
Первая разновидность включает в себя «легенды», ходящие в отдельных компаниях, истории-дразнилки, а также фики, в которые в качестве ОС включена знакомая автору личность. В последнее время возникла тенденция постить вымышленные истории в сеть, что и стало причиной их подвода под классификацию. Фики же с РП в качестве ОС пишут как от желания использовать хорошо знакомое существо (что избавляет от необходимости придумывать характер), так и по просьбе этих самых знакомых – например, в подарок.
Вторая же разновидность требует обстоятельного описания. Во-первых, известные личности (обычно актеры, музыканты и тому подобные фигуры) – существа публичные. И очень часто в фундамент РПФ закладываются реальные (или выдуманные прессой) истории, а также ходящие в фэндоме байки, которые обретают статус канона. Во-вторых, канонические характеры РП часто совершенно не соответствуют реальности. А соответствуют – требованиям фикрайтеров или расхожим слухам. В-третьих, со временем формируется некий стереотип взаимоотношений РП, особенно если речь идет о коллективе (актеры, занятые в одном фильме, члены одной музыкальной группы). И этот стереотип тоже становится частью канона – даже если изначально его придумали фикеры (фикрайтеров, пишущих РПФ, иногда также называют байкерами (от слова «байка» – короткий, обычно смешной рассказ с участием РП) или тейлерами (от англ. tale – по сути то же самое, что и байка)), причем исключительно с целью соорудить прикольную байку.
Часто байки соединяются в циклы – но далеко не всегда. Обычно это происходит с фиками, выложенными на одном ресурсе или же на родственных сайтах.
Как правило, РПФ читают фанаты конкретных реальных личностей, и в этом состоит одна мелкая проблема, обязательно восстающая перед автором данного типа фиков. В некоторых фэндомах существуют негласные запреты на некоторые сюжетные ходы – впрочем, фэндом не бывает однородным, поэтому даже вещь с рискованными моментами сможет найти себе читателя. Проблемы с выкладкой нетрадиционного фика также могут иметь место, но следует помнить, что существуют многопрофильные сайты с разделом для РПФ (к сожалению, не все архивы берут данный тип фиков), и совершенно необязательно сразу ломиться на специализированный ресурс.
РПФ всегда мало, так что всем желающим издеваться над реально существующими личностям – вэлкам!
На этом третий раздел пока заканчивается, ибо автор пособия не может вспомнить больше ничего по поднятым изначально вопросам. Опыт, знаете ли, не безграничен) Переходим к следующей теме.